Статьи



Музыкальная терапия в клинической практике.


В своей практике врач, занимающийся лечением больных, сталкивается не только с болевым синдромом вертеброгенного, миогенного или другого характера, но и развившихся на их фоне разной степени выраженности эмоционально-аффективными состояниями. Это приводит к возникновению разнообразных висцеро-моторных проявлений и психическому переживанию боли. Кроме того, сам психический фактор, при определенных обстоятельствах, может быть причиной разнообразных соматических нарушений. Известно, что запрет на эмоции ведет к вытеснению их из сознания, а расплата за это-невозможность их психологической переработки и разрастание физиологического компонента в виде болей и неприятных ощущений различной локализации. Восприятие боли является сложным психофизиологическим процессом. Боль всегда окрашена эмоциональными переживаниями, что придает ей индивидуальный характер. Важнейшими факторами являются эмоционально-личностные особенности субъекта, акцентуации характера, уровень его невротизации, наличие астенических, тревожно-фобических, депрессивных, ипохондрических, сенестопатических проявлений. Очень важно, что антиноцицептивные системы и психические состояния тесно взаимодействуют друг с другом за счет анатомо- функциональных и нейрохимических связей. В тесном взаимодействии они определяют уровни болевой восприимчивости и особенности болевого переживания. Особое значение имеют так называемые хронические боли. Синдром характеризующийся существующей свыше трех месяцев болью с разнообразными висцеромоторными, эмоционально – аффективными проявлениями и психическими переживаниями , на фоне которой возникают невральные , вертебральные , мышечные и нейрососудистые нарушения , приводящие к нетрудоспособности пациента , считают хроническим болевым синдромом. Формирующиеся у пациентов хронические боли часто утрачивают сигнальное значение, наступает срыв адаптационных механизмов. В этом случае пациент не воспринимает болевой синдром адекватно. Он проявляется в виде ипохондрии, депрессии, хронической усталостью, сенестопатиями. Иногда этот синдром обозначается как «депрессия-боль», для пациентов с фибромиалгией характерна депрессия, коррелирующая с длительностью боли. Получены данные о том, что при хронических вертебральных, абдоминальных болях изменяется ассоциативное мышление и структура речевого высказывания. Хронические вертебральные болевые синдромы могут быть проявлением затяжных вариантов соматизированных и маскированных депрессий. У больных с дискогенной поясничной радикулопатией в 70 % наблюдений были выявлены устойчивые изменения в психо – эмоциональной сфере, проявляющиеся астено – депрессивным синдромом и эмоционально – аффективными состояниями. Хронический болевой синдром является многоуровневой патологической системой, формирование и клиническое выражение которой является результатом патологической интеграции соматической составляющей и психической, включающей генетически обусловленные механизмы эмоций, мышления, когнитивных процессов в целом, поведения и их трансформацию под влиянием патогенетических воздействий. Особое значение имеет постоянное выявление психического фактора, эмоциональной и психической неуравновешенности у пациента с дискогенным хроническим болевым синдромом, так как заметные сопутствующие психические явления не только не отрицают, но, наоборот, подтверждают наличие вертеброгенных нарушений. Этих пациентов не без основания расценивают как невротиков, но совсем без основания и лечат как невротиков. Существуют два признака, отличающих психическую боль от боли органического происхождения, во – первых, «чисто» психогенная боль встречается не часто, во – вторых, боль, которую пациент может описать и локализовать, всегда следует рассматривать как органическую. Болевой синдром, как психофизиологический, формируется не только в качестве чувствительного образа, но и включает в себя,на основании интеграции различных ноцециптивных систем и механизмов головного мозга, эмоциональные ощущения и психические переживания. Хроническая боль опорно-двигательного аппарата является основной, хорошо установленной причиной невротической депрессии и других психосоматических проявлений.Депрессия в свою очередь может снижать порог болевой чувствительности. Сформировались два представления: одно указывает на взаимосвязь повышения уровня нейротизма и хронической боли. Другое считает, что уровень нейротизма зависит от преморбидных особенностей больного и не может относится к специфическому результату воздействия хронической боли. Согласно современным исследованиям, в генезе дистрофических заболеваний позвоночника значительное место отводится неадекватным, затяжным реакциям сосудистой, костно-мышечной и эндокринной систем на стресс. Наряду с биологическим стрессом, вызванным неблагоприятными факторами внешней среды и самотогениями, важное место занимает эмоциональный стресс. Таким образом, данная патология является мультифакторной, поражающей как структурные, так и биохимические и психические компоненты организма человека. Возникает порочный круг. Если с болевым синдромом и нарушением опорно- двигательного аппарата, соматическими заболеваниями мы можем справится, то убрать эмоциональную память мы не в состоянии. Следовательно, надо вести восстановление не только со стороны соматики, но и со стороны психики. Для снятия эмоционального повреждения и нормализации психо-эмоционального и соматического статуса в лечении больных одно из главных направлений должна занимать музыкальная терапия.

Если мы будем рассматривать человека как кибернетическую систему то, ограниченность системы от внешней среды ставит предел способности к внутренней эволюции организма с сохранением его индивидуальности как отдельной системы. В общем, виде этот феномен известен как второй закон термодинамики, указывающий на неизбежность накопления хаоса со временем в любой ограниченной от внешней среды системе. Живые системы, с этой точки зрения, активно уменьшают свою термодинамическую энтропию и поэтому не являются закрытыми. Это положение можно интерпретировать так: живым системам необходимо взаимодействие с внешней средой - концепция единства организм-среда. Музыка и является тем информационным каналом не доступным для контроля сознания, проникающим в психику гораздо лучше, чем слово. Даже когда человек находится в коме, единственным связующим звеном между человеком и окружающим его миром, и способным вывести из этого состояния является музыка. Еще А. Менегетти говорил, что ребенок, когда учится говорить, прежде всего, учит не слова, а звуковые формы. А из этого следует, что музыка есть первичный язык. Думается, что можно расширить формулировку и сказать, что музыка является изначальным языком человечества. В зависимости от высоты звука, темпа, ритма, создается бесконечное количество комбинаций, которые и несут нам всю информацию гораздо быстрее и больше чем слово. На перспективность вибрационного способа передачи информации указывал еще классик-кибернетик Н. Винер. Следовательно, при нарушении приема вибрации и обработки полученной информации, и происходит срыв адаптационных механизмов организма. Вот здесь и хотелось бы заметить, что музыка на всех действует одинаково, а все разнообразие восприятия разными людьми того или иного произведения и как следствие различные эмоциональные реакции на них обуславливаются наличием многоплановых комбинаций функциональных блоков. С позиции теории Джемса-Ланге, акт возникновения эмоции выглядит следующим образом: раздражитель – возникновение физиологических изменений – сигналы об этих изменениях в мозг – эмоция (эмоциональное переживание). Можно предложить следующую схему, из которой видно, как и на каком этапе нарушение баланса между любыми участками внутри данной схемы и дает нам все то разнообразие психо-соматических расстройств.

Музыка действует по двум направлениям на человека:

1. Как вибрация на комплексную систему - человек.
2. Как смысловая информация.

Под вибрацией можно понимать физическое воздействие звука на организм. И здесь конечно важно чтобы звуковоспроизводящая аппаратура была как можно с большим спектром воспроизведения.

А в плане поступления смысловой информации, музыку можно разделить условно на две категории:

1. Музыку, несущую только смысловую информацию. К ней можно отнести всю медитативную музыку (индийские Раги, бубны шаманов и т. д.)

2. Музыку, несущую смысловую информацию, направленную на получение конкретной эмоциональной реакции. Сюда можно отнести всю классическую музыку, песни, этническую музыку.

Для нормализации психо-соматического статуса, снятия эмоционального повреждения недостаточно применения медитативной музыки т. к. она вводит больного в одно эго- состояние, он его проживает, а выход происходит в нем же, и качественно ничего не меняется. Это часто приводит к еще более глубокому внутриличностному конфликту, загоняя еще глубже в бессознательное «ядро ущемленного аффекта». К тому же надо учитывать, что такая музыка всегда исполнялась в конкретное время, в конкретном месте и для конкретного человека или группы людей конкретным человеком. Поэтому перенос ее в другие условия и другое время может не только не дать нужного эффекта, но и привести к негативным последствиям. А программы собранные из классических или этнических произведений реально невозможно точно состыковать между собой, а тем более, если из произведения взят отрывок. Также надо учитывать, что, как правило, эти произведения записывались не автором, а исполнителем или оркестром - а это уже является копией. А как всякая копия она зависит от того, кто это исполнил, и, к сожалению, часто это очень далеко от оригинала и тоже может принести больше вреда, чем пользы. Если к этому прибавить, что у каждого человека будут отличные друг от друга ассоциации на одно и тоже произведение, то можно понять, что при таких условиях невозможно сделать универсальной ни одну из собранных программ. А также получить гарантированный результат на выходе. Важно применение целостных музыкальных произведений, имеющих вход и выход, способных заставить больного прожить эмоциональное повреждение и вывести его на качественно новый уровень психо-эмоционального и соматического состояния.

Следуя из всего выше сказанного, и была написана авторская программа Е. П. Дединской, состоящая из четырех уровней воздействия (4 диска аудио ряда). Патент № 2150301 «Способ оздоровления организма человека путем конструктивного выхода из стресса». 1-й Уровень аудио ряда «Эхо тишины» 2-й Уровень аудио ряда «Путь света» 3-й Уровень аудио ряда «Моя жизнь - моя любовь» 4-й Уровень аудио ряда «Доктор сон для самых маленьких и даже больших».

Все вместе четыре диска позволяют достичь системной устойчивости человека. В программе не только каждый диск имеет свой вход и выход, но и окончание каждого диска является входом в любой другой диск. Кроме того, и внутри диска каждое произведение имеет свой вход и выход в следующее произведение. Три диска - «Эхо тишины», «Путь света», «Доктор сон для самых маленьких и даже больших» несут только смысловую информацию. Диск «Моя жизнь-моя любовь» несет смысловую информацию, направленную на получение конкретных эмоциональных реакций. Было выявлено, что данная программа как монотерапия, так и сочетанное применение с другими методами существенно повышает эффективность процесса самого лечения.

Необходимо затронуть ещё одну проблему медицины, которая касается не только пациента, но и самого врача. Это проблема известна как феномен эмоционального выгорания. Находясь в интенсивном и тесном общении с пациентом, врач оказывает профессиональную помощь в эмоционально-насыщеной атмосфере. Он эмоционально поддерживает больного, переживает за него, вследствие чего у врача возникает чувство опустошённости, эмоционального притупления. Медицина является той сферой деятельности, где преобладают негативные эмоциональные состояния, отсюда снижение эмпатийности врача. Используя данную программу не только на сеансе с пациентом, но и после приема врач восстанавливает эмпатийность и свое эмоциональное здоровье.


Литература.

1. А.М.Вейн, М.Я.Авруцкий. «Боль и обезболивание».1997г.
2. Винер Н. Кибернетика. - М.: Мир, 1968.
3. Гуляев Ю.В., Годик Э.Э. Физические поля биологических объектов // Вестник АН СССР. Сер. физич., -1983. - №8.- С.118-125.
4. Гришкин Н.В. ;Ефанов О.И. ; Стефанова А.Н.; Дединская Е.П. Музыкальная терапия как метод обеспечения системной устойчивости человека //
VII Международный симпозиум..Информационно- технологическое и медицинское обеспечение защиты населения и охрана окружающей среды в чрезвычайных ситуациях. М. 2000г.
5. Дединская Е.П. Патент № 2150301 «Способ оздоровления организма путем конструктивного выхода из стресса».
6. Донцов В.И., Крутько В.Н., Подколзин А.А. «Старение: механизмы и пути преодоления» 1997г.
7.Б.Е.Егоров. «Российский клинический психоанализ-новая школа».2002г.
8.Иванов Ю.Н. «Ритмодинамика»1997г.
9. Ильин Е.П. «Эмоции и чувства» 2002г.
10 А.М.Хелимский «Хронические дискогенные болевые синдромы шейного и поясничного остеохондроза». 2000г.

Статьи