Статьи



Проблема психологической несовместимости детей и родителей, приводящая к заболеваниям опорно-двигательного аппарата.


Проблема врождённой патологии опорнодвигательного аппарата по данным ВОЗ выросла с 25 до 43% детского населения и ежегодно увеличивается на 1,5-2%. Растёт количество детей с такими заболеваниями как остеохондроз, скалеоз, вывихи и подвывихи суставов, и другие заболевания опорно-двигательного аппарата. Кроме того, эти заболевания формируют осложнения или могут являться патогенетическим механизмом другого заболевания, формируя комплекс сложной психосоматической патологии. Последнее время врачи отмечают серьёзную проблему соматической и психосоматической уязвимости. Методы общепринятого традиционного медицинского лечения и психологической коррекции становятся неэффективны. В связи с вышеизложенной проблемой рассмотрим механизм формирования сложного психосоматического комплекса.

Психологическая несовместимость, непонимание во взаимоотношениях родителей, жён и мужей, неосознанность их поступков и действий. Всё это и является звеньями одного психосоматического процесса. Процесса заложенного во время внутриутробного развития плода, в период формирования перинатальных матриц. В период внутриутробного развития плода происходят не только физиологические процессы роста и созревания, но и закладываются первые эмоциональные паттерны, и первые эмоционально функциональные блоки. Развиваясь внутриутробно плод не испытывает ни потребности, ни мотиваций, он неспособен отреагировать эмоции внутриутробно, в связи с отсутствием механизма отреагирования, но эмоциональный окрас функциональных эмоциональных блоков и эмоциональных паттернов происходит и, хранится в долговременной памяти до процесса родов. Так же внутриутробно плод получает все функциональные блоки обоих родителей без родительского эмоционального окраса. Родители, в процессе вынашивания беременности, испытывают разные потребности и мотивационные посылы, формирующие свои собственные эмоциональные доминанты и свои собственные, отличные друг от друга, доминантные отношения к развивающейся беременности и к плоду. Причём эмоциональный окрас доминант и доминантных отношений к беременности и к плоду у мужчины и женщины диаметрально противоположны. Различный эмоциональный окрас несут даже ожидание и представление о будущем ребёнке, какой он будет после родов, и как будет выглядеть. Всё это формирует у родителей, плода и младенца стойкие доминантные отношения, а разница эмоционального окраса, этих отношений, формируют эмоционально разноокрашенные ядра ущемлённых аффектов, на чём, в последствии и формируются патологические доминанты, запуская патогенетические механизмы сложного психосоматического заболевания.

Так внутриутробно закладываются предпосылки и механизмы патологических родов и заболеваний ребёнка, в том числе и заболеваний костно-мышечной системы, закладывается патология психоэмоционального статуса. Внутриутробная гипоксия плода, гестозы беременной, наличие соматической патологии у женщины до беременности, ее вредные привычки оказывают влияние на здоровье плода и формирование патологии опорнодвигательного аппарата. Несомненно, и сам процесс родов закладывает долговременный патологический механизм заболеваний опорно-двигательного аппарата ребёнка, так как в момент первых родовых схваток запускаются первые эмоциональные паттерны и плод оказывает сопротивление родовой деятельности, что несомненно, оказывает дополнительную нагрузку на шейный отдел позвоночника и не только, формируя патологическую доминанту патологии опорно-двигательного аппарата, и её эмоциональный окрас. После родов запускается механизм отреагирования доминант плод-младнец, младенец-ребёнок, родительских доминант и функциональных блоков эмоционально. Так родительские функциональные блоки и доминанты приобретают эмоциональный окрас, который не совпадает с эмоциональным окрасом родителей, что и формирует в долговременной памяти ребёнка ядро ущемлённого аффекта со своим собственным эмоциональным окрасом, отличным от обоих родителей. В процессе взаимодействия между родителями и детьми конфликты и непонимание, а зачастую и неприятие друг друга происходят из- за разного эмоционального ответа на одинаковые ситуации. Отметим и неоднозначное влияние свободного пеленания младенца на формирование патологии костно- мышечной и нервной систем. Происходит более медленная миграция клеток серого вещества в кору головного мозга, замедляется созревание ЦНС и формирование связей между нейронами и отделами ЦНС. Нет условий для созревания и формирования тормозных механизмов ЦНС. В таком варианте пеленания гравитационные воздействия неравнозначно действуют на костно- мышечную систему младенца, усугубляя ее патологию. По мере роста и развития ребёнка, формирование его характера, взаимодействие с родителями происходит не только манифестация психосоматического комплекса, но и активно прогрессирует патология костно-мышечной системы. Кроме того патологический процесс утяжеляется тем, что ребёнок осознает вторичную выгоду от заболевания и даёт стойкое сопротивление к лечению и выздоровлению.

В процессе лечения патологии опорно-двигательного аппарата, врачу мануальному терапевту необходимо уделять внимание и проблеме психоэмоционального состояния ребёнка. Настоятельно рекомендовать родителям консультацию и наблюдение ребёнка у психолога или психотерапевта. На приёме таких детей мануальный терапевт должен обязательно применять элементы психотерапии, в частности музыкальную психотерапию. Музыкальная терапия одновременно влияет как на психические, так и на соматические процессы, уравновешивает эмоционально. Разрывает порочный круг патологических влияний психики и соматической патологии. За основу мы брали музыкальную программу Е.П. Дединской (патент №2150301) «Способ оздоровления организма человека путем конструктивного выхода из стресса».

Было пролечено порядка 67 детей в возрасте от 2 месяцев до 16 лет, средний возраст 10,3 года с диагнозами: скалеоз 1-3 степени развития, родовая травма позвоночника, врождённая патология опорно-двигательного аппарата. Сопутствующая патология: аутизм, психопатии и депрессивные расстройства различной степени тяжести, резидуально-органические пограничные нервно- психические расстройства, девиантные нарушения, психогенная анорексия и другая патология. Количество процедур мануальной терапии составило в среднем 28-30 сеансов. На всех процедурах мануальной терапии использовалась психотерапия, в частности музыкальная терапия. Все родители посещали семейную психотерапию, количество посещений психотерапии составило 10-12 сеансов.

Применение музыкальной терапии существенно снижает эмоциональную нагрузку на мануального терапевта, выравнивает эмоциональный статус пациента и его родителей, и позволяет им эмоционально стабилизировать друг друга длительное время после процедур. Мотивирует пациента к быстрому выздоровлению. Семейная психотерапия позволяет родителям глубже понять состояния здоровья ребёнка, мотивирует родителей правильно относится друг к другу и своему ребёнку. Корректирует психологически взаимоотношения и поведение всех членов семьи. Весь комплекс процедур позволяет полноценно воздействовать на все звенья патологического процесса и привести больного к полноценному выздоровлению.


Литература:
1.Данилова Н.Н. «Психофизиология» М. 2002г.
2.Дединская Е. П. Патент №2150301 «Способ оздоровления организма человека путем конструктивного выхода из стресса»
3.Драпкин Б.З. «Психотерапия материнской любовью» М.2004г.
4.Ковалев В.В. «Психиатрия детского возраста» М.1995г.
5.Щербинин К.А. «Комплексное лечение фантомных болевых синдромов методами мануальной терапии и музыкотерапии» // научно-практический журнал «Рефлексология»№3-4. М.-2008г.-С.57-61.

Статьи